Синдром поликистозных яичников (СПКЯ), инсулинорезистентность и воспаление

Перевод статьи с сайта Virta Health

Polycystic Ovarian Syndrome, Insulin Resistance, and Inflammation

Перевела Ксения @weidebloem, за что ей огромное спасибо!

По мере того, как наши знания о роли и влиянии инсулинорезистентности на наш организм продолжают расти, мы узнаем о все большем количестве заболеваний, на которые влияет нарушение действия гормона инсулина. Степень воздействия инсулина на эти заболевания может варьироваться, но факторы, снижающие резистентность к инсулину, часто оказывают положительное влияние на симптомы и исход болезни. Хотя фактическую причину резистентности к инсулину еще предстоит полностью выяснить, появляется все больше свидетельств того, что она тесно связана со сложным набором защитных и восстановительных механизмов, называемых воспалением (1).

Одним из многих заболеваний, которые имеют как метаболическое, так и эндокринное происхождение, является синдром поликистозных яичников (СПКЯ), и резистентность к инсулину в большинстве случаев является основным фактором. СПКЯ является наиболее распространенным эндокринным расстройством у женщин репродуктивного возраста, однако многие женщины страдают от СПКЯ и его различных проявлений задолго до того, как им будет официально поставлен диагноз. В результате они испытывают хронические, болезненные симптомы и проблемы с фертильностью, которые переносятся очень сложно как физически, так и эмоционально. Диагноз СПКЯ часто сосредотачивается на фертильности и репродуктивной системе, но метаболический компонент этого синдрома является важным фактором как для краткосрочного и долгосрочного здоровья, так и для фертильности.

Что такое синдром поликистозных яичников (СПКЯ)?

СПКЯ является совокупностью симптомов, которые варьируется от женщины к женщине. Некоторые из общих симптомов, связанных с этим состоянием, представляют собой ненормальные, болезненные, тяжелые и / или нерегулярные менструальные циклы, усиление роста нежелатнльных волос на теле, пигментация, смена настроения и бесплодие. Диагностические критерии для СПКЯ не везде одинаковы, и существует несколько фенотипов СПКЯ, но женщины с этим синдромом обычно имеют по крайней мере две из трех основных характеристик:

1. избыток андрогена (может проявляться как увелечение роста волос на теле)

2. хроническая олиго- / ановуляция (может проявляться нерегулярный менструальный цикл или как отсутствие последнего)

3. наличие поликистозных яичников на момент постановки диагноза (2)

Однако в основе этих основных характеристик лежат два общих компонента многих болезней обмена веществ: резистентность к инсулину и воспаление.

Инсулинорезистентность и воспаление, хотя и не являются частью официальных диагностических критериев, участвуют как в симптоматике СПКЯ, так и в связи СПКЯ с другими метаболическими заболеваниями, такими как диабет 2 типа, ожирение, дислипидемия, неалкогольная жировая болезнь печени ( НАЖБП) (3) и, следовательно, являются ценными мишенями для терапевтического воздействия у женщин, страдающих этим синдромом. Фактически, по сравнению с женщинами без СПКЯ, те, у кого наблюдают синдром, имеют в 2-4 раза больший риск развития преддиабета, диабета второго типа, гестационного диабета и ожирения, и эти метаболические нарушения могут способствовать увеличению долгосрочного риска сердечно-сосудистых заболеваний и рак эндометрия.

Метаболические и гормональные сигналы, сопутствующие СПКЯ, часто усугубляют порочный круг, который в свою очередь усугубляет симптомы. Хронически повышенный уровень инсулина посылает сигналы в яичники для увеличения выработки андрогенов, избыток андрогенов часто приводит к увеличению жира в брюшной полости, а увеличение жира в брюшной полости затем усиливает воспаление и резистентность к инсулину, тем самым продолжая цикл (4). Следовательно, СПКЯ и его метаболические осложнения следует рассматривать в более широком контексте здоровья, помимо проблем, связанных с женской фертильностью.

СПКЯ и инсулинорезистентность

Инсулинорезистентность и нарушение толерантности к глюкозе присутствуют у большенства (в диапазоне от 44 до 70%) женщин с СПКЯ (2). Резистентность к инсулину является ключевым фактором нарушения обмена веществ и движущей силой патогенеза СПКЯ. Таким образом, гиперинсулинемия, гипергликемия и повышенный окислительный стресс, характерные для дисрегуляции инсулина, являются факторами, способствующими этому состоянию. То, как происходит дисрегуляция инсулина при этом синдроме, не совсем известно, но, скорее всего, это связано с нарушением передачи сигналов инсулина и / или рецепторной функции, что приводит к увеличению секреции инсулина и снижению печеночного клиренса. Одним из последствий хронического повышения уровня инсулина является усиление передачи сигналов в яичники и увеличение выработки андрогенов.

При СПКЯ дисгликемия после приема пищи или после еды более распространена, чем дисгликемия натощак, часто наблюдаемая при диабете (6). В результате, наличие нарушенной толерантности к глюкозе (IGT) может служить лучшим знаком развития преддиабета или СД2 у этих пациентов. Считается, что оральный тест на толерантность к глюкозе (OGTT) является более подходящим тестом с точки зрения выявления риска развития преддиабета или СД2 у женщин с СПКЯ, чем HbA1c (7).

Из-за влияния резистентности к инсулину при СПКЯ, обычные методы лечения включают сенсибилизирующие инсулин препараты, такие как метформин. Диетические изменения и физические упражнения также иногда рекомендуются в качестве средства для улучшения чувствительности к инсулину, но если они рекомендуются, то это часто выполняются в виде общих рекоммендаций.

Известно, что передача сигналов инсулина влияет на фертильность и прибавку в весе и тесно связана с воспалением. Воспаление ухудшает действие инсулина и толерантность к глюкозе; и это может быть одной из связей между гиперандрогенизмом, инсулинорезистентностью и абдоминальным ожирением при СПКЯ (4).

СПКЯ и воспаление

Воспаление в некоторой степени связано с первопричинами многих хронических заболеваний, и СПКЯ не является исключением. Воспалительные маркеры, такие как СРБ, IL-6, количество лейкоцитов (WBC) и TNF-a, повышаются у пациентов с СПКЯ и могут со временем увеличить риск осложнений (3, 4). Маркеры воспаления, такие как WBC, CRP и TNF-a, также связаны с повышенным риском развития СД и сердечно-сосудистых заболеваний (4).

Есть много источников повышенного воспаления при СПКЯ. Висцеральная жировая ткань, то есть жир, который накапливается глубоко в брюшной полости и вокруг органов, также тесно связан с резистентностью к инсулину и воспалением, так как производит различные провоспалительные цитокины и адипокины. Эти адипоцитокины играют роль в развитии сердечно-сосудистых факторов риска, таких как дислипидемия и дисфункция эндотелия (4). Кроме того, воспаление, связанное с избыточным накоплением центрального жира, может быть существенным фактором дисфункции яичников (8), и воспаление может дополнительно способствовать гиперандрогении (9).

Распространенным способом борьбы с воспалением является использование противовоспалительных препаратов. Многие из этих лекарств нацелены на конкретные биологически-активные соединения в сети воспаления (например, TNF-a, IL-1-b), но они могут вызывать побочные эффекты, включая подавление иммунитета. Однако было показано, что низкоуглеводные и хорошо составленные кетогенные диеты снижают множественные воспалительные биомаркеры, включая количество СРБ и WBC (10, 11) без нарушения иммунного ответа или других побочных эффектов, которые характерны для противовоспалительных препаратов (12 ).

СПКЯ и его связь с дислипидемией, ожирением и диабетом 2 типа

Учитывая целый ряд метаболических симптомов, наблюдаемых при СПКЯ, неудивительно, что распространенность преддиабета и СД2 у пациенток с СПКЯ больше, чем у женщин с таким же возрасом и весом без СПКЯ (13). Дискуссии о том, что первично в СПКЯ, воспаление или резистентность к инсулину похожи на споры от том, что первично- яйцо или курица, но независимо от этого, оба, по-видимому, вносят существенный вклад в кратковременные и долгосрочные последствия этого синдрома для здоровья.

Из-за метаболической природы СПКЯ у многих пациентов также наблюдаются признаки дислипидемии, независимо от наличия диабета или гипертонии. Исследования показали более высокий уровень триглицеридов и холестерина не-ЛПВП, а также более низкий уровень ЛПВП у женщин с СПКЯ по сравнению с контрольной группой женщин содинаковым возрастом и массой тела(13).

Ожирение может повысить возможность осложнений. Однако, независимо от ИМТ, некоторая степень резистентности к инсулину обнаруживается у большинства женщин с СПКЯ. Поскольку резистентность к инсулину является фундаментальной для развития преддиабета и СД2, потенциальный риск этих состояний при СПКЯ повышен. Осведомленность о подобном риске может помочь облегчить скрининг и профилактику осложнений, связанных с этим заболеванием.

Потенциальный эффеки правильно составленной кетогенной диеты на СПКЯ

Было показано, что правильно составленная кетогенная диета (WFKD) устраняет резистентность к инсулину, уменьшает воспаление, а также способствует снижению веса (10, 11). Следовательно, женщины могут использовать правильно составленную кетогенную диету, чтобы уменьшить некоторые из мощных стимулов, которые способствуют развитию СПКЯ без побочных эффектов фармацевтического лечения.

Женщины с СПКЯ имеют тенденцию испытывать окислительный стресс в ответ на прием глюкозы. Что еще хуже, гиперандрогенизм, характерный для синдрома, по-видимому, усиливает воспалительную реакцию на глюкозу.

Снижение углеводов при кетогенной диете улучшает чувствительность к инсулину, а последующее снижение хронически повышенного уровня инсулина может ослабить воспаление и передачу сигналов яичникам, которые вызывают повышенную выработку андрогена (14). Кетоны (в частности, бета-гидроксибутират (BOHB)) не только используются в качестве топлива, но также они обладают антиоксидантным действием (15). Youm и соавт. (16) сообщили, что BOHB также подавляет активность основного контролирующего воспаление гена. Это обеспечивает многоуровневый подход к подавлению воспаления. Болезненные периоды и воспаление идут рука об руку, поэтому уменьшение хронического воспаления слабой степени может улучшить качество жизни, не говоря уже о влиянии на фертильность.

Гормональный фон также важен в отношении проблем фертильности. Существуют два небольших исследования, которые предполагают, что кетогенная диета может улучшить гормональный профиль женщин с СПКЯ и увеличить их шанс на зачатие. В 24-недельном исследовании с использованием кетогенной диеты, где 11 женщин с СПКЯ были получили задание ограничить потребление углеводов до 20 г в день, 5 из них, которые смогли завершить исследование, показали значительную потерю веса и улучшение процента свободного тестостерона, ЛГ Отношение ФСГ (лютеинизирующий гормон / фолликулостимулирующий гормон) и инсулин натощак (17). Две из 5 женщин, которые завершили эксперимент, забеременнели без использования препаратов от бесплодия. Аналогичным образом, в другом исследовании 8 пациенток с СПКЯ следовали кетогенной диете с ограничением калорий в течение 6 месяцев, 4 пациентки были в состоянии пройти эксперимент до конца, и две зачали ребенка без индуцированной медикаментозной овуляции (18).

Следует подчеркнуть, что эти два экспериментальных исследования были очень небольшими и нерандомизированными. Тем не менее, многообещающе, что 4 из 9 пациентов в этих 2 исследованиях, которые были в состоянии следовать кетогенной диете в течение 6 месяцев, зачали естественным путем (показатель успеха 40-50%). Это сопоставимо с 30-40% показателями успешности зачатия после 5-месячных циклов индуцированной фармакологическим эффектом овуляции (19).

Наконец, экологические и поведенческие факторы также должны учитываться при лечении СПКЯ. У женщин с СПКЯ отмечается снижение чувства сытости и повышенная тяга к сладкому, что, вероятно, является фактором, способствующим увеличению веса (5). Трудности следования диете были хорошо документированы, но было показано, что правильно составленная кетогенная диета дает чувство быстрого насыщения тем, кто находится в пищевом кетозе (20, 21).

Баланс между безопасностью и рисками хорошо сформулированной кетогенной диеты для женщин с СПКЯ

Ранее мы обрисовали в общих чертах характеристики правильно составленной кетогенной диеты, и, хотя эти характеристики расходятся с тем, что нам всем было сказано в многочисленных государственных рекомендациях, постоянно растущий объем исследований поддерживает использование ограничения углеводов и увеличение содержания жира в рационе с целью улучшить чувствительность к инсулину и уменьшить воспаление.

СПКЯ обычно ассоциируется с повышенным воспалением и инсулинорезистентностью, и было доказано, что правильно составленная кетогенная диета обладает очень сильным эффектом, положительно влияющим на обе проблемы. И в отличие от большинства лекарств, у хорошо сформулированной кетогенной диеты имеется мало, если вообще имеются, длительных побочных эффектов, которые более чем компенсируются за счет улучшения веса, артериального давления, контроля уровня глюкозы в крови и дислипидемии.

Но для женщин, пытающихся забеременеть, каковы шансы зачатия при соблюдении кетогенной диеты? Несмотря на два небольших опубликованных исследования, указывающих на то, что естественное зачатие может возникать у 40-50% женщин с СПКЯ после кетогенной диеты (17, 18), не существует крупных исследований, демонстрирующих безопасность вынашивания беременности при следовании хорошо сформулированной кетогенной диете. Таким образом, стандартный совет врача в медицинском сообществе — не рекомендовать кетогенную диету при беременности.

Женщины с СПКЯ подвержены повышенному риску гестационного диабета, преэклампсии и преждевременных родов (все они увеличились в 1,5-2,5 раза) (23). К сожалению, учитывая отсутствие объективных данных, из которых можно было бы сбалансировать риск продолжения диеты с ограниченным содержанием углеводов во время беременности и риск возникновения этих осложнений, связанных с СПКЯ, на более традиционной диете, мы не можем руководствоваться современными опубликованными данными.

Заключение

Эффект СПКЯ является как физическим, так и эмоциональным. Хотя представление о состоянии может отличаться среди женщин, большинство пациентов имеют некоторую степень дисрегуляции инсулина и воспаления, которые способствуют синдрому, даже при том, что многие пациенты могут не знать об основных метаболических проблемах. Устранение этих факторов с помощью правильно сформулированной кетогенной диеты может оказать сильное влияние на инсулин и воспаление без побочных эффектов, которые могут быть связаны с фармацевтическими вмешательствами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *