Кетоз — это эволюционно обоснованный механизм выживания в условиях голода или низкого количества углеводов в рационе.
Кетоз (не путать с кетоацидозом) — не патология! Наоборот, он необходим нашему организму, периодически.
Углеводы из любого источника (будь-то простые или сложные) организм превращает в глюкозу, вопрос лишь в скорости. Глюкоза — самый лёгкий источник энергии. Заметьте, что я не говорю «главный» или «единственный», просто самый доступный. И далеко не самый эффективный.
Хранилище глюкозы в нашем организме чрезвычайно мало.
В нашей крови «растворена» всего 1 чайная ложка или 4 г глюкозы!
В печени и мышцах хранится около 500 г (2000 ккал) глюкозы. Голодая, вы потратите все эти запасы энергии в течение суток.
То, что не используется в качестве сиюминутной энергии, сохраняется в печени и мышцах в виде гликогена, но мышечный гликоген может использоваться только локально.
Остается лишь небольшое хранилище энергии для всего тела — в печени. Отсюда наше тело берет энергию для мозга, эритроцитов, клеток самой печени в течение дня. Когда и этот «склад» переполняется, то весь этот переизбыток отправляется в другое хранилище — жир.
Запасов жира у нас на порядок больше. Даже у самого худого человека он превышает 100,000 (сто тысяч) ккал. Это огромный «топливный бак», энергию из которого обычный человек не умеет извлекать, потому что мы привыкли почти с рождения есть углеводы.
Когда мы принимаем пищу, происходит выработка инсулина, он стабилизирует уровень сахара в крови. На углеводы выплескивается гораздо больше инсулина, чем на белки, а на жиры практически не выделяется.
И вот вы съели шоколадное пирожное и инсулин зашкалило. Скачок инсулина — и резко тормозится процесс жиросжигания. Подъем инсулина также даёт сигнал мозгу — хочу ещё есть! Поэтому мы наблюдаем так называемые инсулиновые качели. Чем больше сладкого мы едим, тем больше сладкого нам хочется. А жир-то не сжигается, а только откладывается! При умеренном потреблении углеводов, и когда ваш организм хорошо «чувствует» сигналы инсулина, тело справляется с задачей и всё идёт отлично. Но когда мы постоянно едим слишком много углеводов, уровень глюкозы, а следовательно инсулина в крови приближается к критическому уровню. Теряется чувствительность к инсулину. Уровень глюкозы ещё больше повышается, потому что тело перестаёт вырабатывать достаточное количество инсулина. Крайний вариант этого сценария — диабет и инсулинорезистенсность.
Теперь посмотрим, что происходит, когда в крови мало глюкозы. Это происходит, если сильно урезать количество употребляемых углеводов. Когда её очень мало, вырабатывается гормон глюкагон. Он сигналит печени, что пора освобождать наш склад гликогена и превращать его в глюкозу. При этом также идёт сигнал на жиросжигание — липолиз. При жиросжигании в печени производятся кетоновые тела. Они являются вторым источником энергии. Мозг, как и почти все органы может (и даже любит!) функционировать на кетонах. Когда в организме возникает нужда в глюкозе (некоторые органы, например эритроциты, не могут функционировать на кетонах), включается глюконеогенез — в печени из белковых аминокислот производится вся необходимая глюкоза.
Процесс, при котором организм функционирует на кетоновых телах (или кетонах) называется кетогенез, а само состояние — кетоз. Это вполне естественное метаболическое состояние организма. Диета, на которой синтезируются кетоны, называется кетогенной или кето-диетой.
В кетозе нет необходимости потреблять много углеводов — мы можем получить их из белка и жира и жизненно нужно их нам очень немного (около 30г в день).
То, что мы практикуем под названием кетодиета называется «пищевой» или «нутриционный» кетоз (nutritional ketosis).