НОВЫЕ МИТОХОНДРИИ И МЕТАБОЛИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ

Всю свою жизнь ваше тело работало в основном на глюкозе. Оно адаптировалось к этому, у него есть для этого специальные ферменты, но это не значит, что глюкоза — это незаменимый источник энергии. С самого рождения, если вас кормили грудным молоком, вы находились в кетозе. И только тогда, когда вас стали прикармливать всякими кашками, а потом и всеми благами цивилизации типа макарон, всех мучных и переработанных изделий и фруктов, которые не растут в вашем климате, ваше тело вынуждено было настроить себя на постоянную переработку глюкозы. При этом все механизмы для жирового метаболизма были «забыты» и пылятся на полке уже десятилетиями. Не совсем пылятся, конечно, но нечасто используются в таком засилье высокоуглеводного питания. Кетоны приходят на помощь только когда проходит долгий перерыв между приёмами пищи и глюкозы становится мало. А много хранить её мы и не можем (всего около 1600-2000 ккал) — суточная норма. Поэтому, находясь в зависимости от глюкозы и не имея гибкой системы для метаболизма жиров, мы так часто хотим есть.

Кетоны — это альтернативные глюкозе источники энергии. Использование жиров и глюкозы для генерации энергии — это постоянно конкурирующие процессы. Они ингибируют (подавляют) друг друга. Во время длительных периодов голодания или на кето-диете, организм резко увеличивает синтез кетонов для генерации энергии. В начале кето-диеты (первые 2-3 дня), пока ещё не производится достаточное количество кетонов, и телу не хватает энергии из-за истощения запасов гликогена, на помощь приходит глюконеогенез — в печени из неуглеводных источников синтезируется глюкоза. Потом производство кетонов наращивает мощность и тело переходит на кетоновое «топливо».

Есть много разных кетоновых соединений, но не все из них являются кетоновыми телами. В рамках кето-диеты мы обсуждаем 3 кетона, которые синтезирует наш организм. Другие (например диацетил, который используется как искусственное масло для попкорна) не производятся человеческим организмом и поэтому не являются кетоновыми телами. Для краткости будем называть их просто кетонами, но теперь вы понимаете разницу.

3 кетоновых тела — это:

АЦЕТОАЦЕТАТ (ацетоуксусная кислота)

β-ГИДРОКСИБУТИРАТ (бета-оксимасляная кислота), далее БОМК

АЦЕТОН

Процесс синтеза кетоновых тел в печени называется кетогенез. Жир, поступающий извне, расщепляется до ацетоацетата, первого кетонового тела. Ацетоацетат конвертируется в ацетон или БОМК. БОМК — самое главное кетоновое тело. Ацетона производится намного меньше и он выводится из тела через дыхательные пути в самом начале кето-адаптации (поэтому у нас такой характерный запах изо рта в первые несколько недель). Через некоторое время БОМК становится главным источником энергии для мозга и мышц. Когда это происходит, мы говорим, что человек жиро- или кето- адаптировался.

Ацетоацетат и БОМК не смогли бы снабжать энергией наше тело, если бы не цитратный цикл (ещё называемый циклом Кребса). Он происходит в митохондриях аэробных клеток. В этом цикле большинство клеток извлекает высокоэнергичные электроны из карбонового соединения ацетил-КоА.

Чтобы создать молекулу АТФ (универсальный источник энергии), электроны из ацетил-КоА подвергаются окислительному фосфорилированию в цитратном цикле. Оказывается, БОМК генерирует больше молекул АТФ и делает это эффективнее, чем глюкоза! Цитратный цикл синтезирует до 95% энергии для сердца, мышц, мозга, почек. Но некоторые органы, например эритроциты и сама печень не могут напрямую потреблять кетоны как энергию.

Чтобы клетка могла генерировать энергию в цитратном цикле, ей нужны митохондрии и специальные ферменты. Но не в каждой клетке они есть. В эритроцитах например, нет митохондрий, а в печени нет фермента КоА трансфераза. Поэтому этим клеткам нужна глюкоза. Но это совсем не значит, что нужно есть углеводы.

Наша печень умеет создавать глюкозу из неуглеводных источников (амино-кислот, лактата в мышцах и глицерина из жира). Пока жирные кислоты преобразуются в кетоны, их остаток преобразуется в глицерин, который затем преобразуется в глюкозу. Этот процесс называют глюконеогенез. Глюконеогенез поддерживает нужный уровень сахара в крови и питает печень и эритроциты энергией. Поэтому в кетозе так важно держать правильный (но умеренный) уровень белка. При слишком низком количестве белка, тело начнёт делать глюкозу из собственных мышц, поедать их. С другой стороны, слишком много белка затормозит, а то и остановит кетогенез.

Глюкоза из углеводных продуктов расщепляется быстро. Для этого не требуются митохондрии (митохондрии — это такие маленькие «электростанции» в клетках). Но быстро — это не значит чисто. При распаде хронического избытка глюкозы (особенно при низкой физической активности) образуется много свободных радикалов, которые повышают воспалительные процессы и повреждают митохондрии. Кетоны же являются более мощным и экономичным топливом. При длительном пребывании в кетозе наши клетки наращивают нужные митохондрии для эффективного окисления жирных кислот. Это благотворно влияет на все тело, потому что уменьшаются воспалительные процессы и повышается энергопроизводительность клеток.

Почему полезно посидеть в кетозе подольше, без перерывов и рефидов?

Кетоны —  это чистый источник энергии, они мощно снижают воспалительные процессы и защищают наши клетки (путём активации глутатионпероксидазы, нашего естественного антиоксиданта). Меньше воспаления — больше здоровья.
Кетоны благотворительно действуют на нейроны, они повышают деятельность ингибирующего нейромедиатора ГАМК. Поэтому кето-диету используют для лечения многих серьёзных заболеваний, связанных с дегенерацией мозговых тканей — например эпилепсии, Алцгеймера, биполярного расстройства, депрессии, мигреней и т.д.
Кетоны сохраняют мышцы, особенно при дефиците калорий. Когда мы теряем мышцы, мы быстрее стареем.
Исчезает «туман» в голове, улучшается концентрация и память.
При жироадаптации наши мышцы умеют более эффективно расщеплять лактат (опять же из-за нарощенных митохондрий), и не выводят его в кровь, а это значит мы быстрее восстанавливаемся после тренировок.
Кетоны предотвращают образование некоторых опухолей и даже иногда излечивают уже сформировавшиеся опухоли. Большинство раковых клеток потребляют огромное количество глюкозы и не могут функционировать на кетонах. В кетозе мы переходим на совершенно другой источник энергии и раковые клетки буквально умирают от недостатка энергии.
Что же такое метаболическая гибкость и зачем она нужна? Метаболически гибкий человек умеет эффективно использовать в качестве «топлива» как глюкозу, так и жир. Он полностью прошёл кето-адаптацию и нарастил необходимые клеткам митохондрии для эффективного энергосинтеза. Его мозг уже не требует глюкозы, как раньше, а привык и любит работать на кетоновых телах. Он может легко переключаться с одного источника энергии на другое. Он не зависит больше от постоянного и частого потребления углеводов. Поэтому даже если вы не будете на кето-диете всю оставшуюся жизнь, рекомендую побыть в кетозе хотя бы 3 месяца, чтобы полностью настроить все эти механизмы. А потом можно легко чередовать низкоуглеводную диету типа Палео с периодическим пребыванием в кетозе. Это снимет большинство пищевых ограничений и позволит вам придерживаться такой диеты долго. А низкое количество углеводов (50-150) и метаболическая гибкость позволит вам легко и безболезненно входит в кетоз при желании.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *